Проект Наставники и Ученики
Проект «Наставники и ученики» создан с целью поддержки молодых ученых, которые занимаются исследованиями по проблематике слепоглухоты.
Среди основных задач – выявление студентов-бакалавров, магистров и аспирантов, способных к исследовательской и научной работе; обучение навыкам грамотного академического письма, цифровой грамотности, публичных выступлений, помощь в организации исследовательской работы со слепоглухими людьми на базе досуговых центров Фонда, организация научно-экспертного обсуждения результатов исследования в рамках трех сессий на каждом этапе построения исследования (формулирование темы, постановка целей, задач и исследовательского вопроса, организация эксперимента, обобщение результатов).
В обязанности участников программы входит и подготовка перевода и реферирования статьи по выбранной проблематике на английском языке, выступление на молодежной всероссийской конференции в одном из ВУЗов – участников программы, выполнение волонтёрской практики по работе со слепоглухими людьми (60 часов).
На данный момент (2020 г.) прошли 5 потоков проекта «Наставники и ученики», в которых приняли участие студенты и научные руководители из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Перми, Казани, Махачкалы, Уфы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Читы, Еревана. Написаны и защищены 54 научные работы. Проведены 16 мастер-классов, студенты приняли участие в 7 конференциях, в том числе международных на английском языке, опубликованы более 100 статей по проблематике слепоглухоты.
В 2020-2021 году набран новый поток участников из регионов России и Армении. Собраны заявки на участие от 20 студентов и 18 преподавателей, проведены интервью. География проекта: Ереван, Чита, Уфа, Красноярск, Пермь, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Барнаул, Нижний Новгород.
Первая сессия 2020
Для участия в проекте в очном формате приняты 13 студентов и 10 преподавателей. В первой сессии проекта 15-17 октября 2021 года заочно приняли участие 4 студента и 5 преподавателей, 9 студентов и 5 преподавателей приехали в Москву. В рамках установочной сессии прошли три очные лекции: «Как видит слепоглухой ребёнок», лектор – В.З.Денискина, «Как писать о кейс-стадиз?», лектор – В.Душкина, «Цифровая грамотность», лектор – А.Клезович. Участники отчитались по первому этапу исследования и получили рекомендации по дальнейшей работе. Проведена экскурсия в Мастерской тактильных макетов Inclusive division. Очная часть сессии проведена в рамках софинансирования пожертвования АО ИК «АСЭ».
Вторая сессия 2020
Вторая сессия проекта прошла в дистанционном формате через систему Zoom 1-3 декабря 2020 года. Участники прослушали 2 лекции: «Онлайн-технология диагностики детей с ТМНР», лекторы – Ю.Кремнева и А.Дорофеева, и «Кейсы онлайн-занятий с детьми с ТМНР», лектор – А.Хохлова; посетили заочный практикум «Дактилология и основы общения на контактном жестовом языке», ведущие – И.В.Саломатина и В.Душкина. Участники отчитались по второму этапу исследования и получили рекомендации по дальнейшей работе. К публикации в научно-практическом сборнике «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи» готовятся две статьи участницы проекта Т. Вороновой в соавторстве с двумя преподавателями-участниками проекта.
Третья сессия проекта запланирована на апрель 2021 года.